В Беларуси преподавание иностранного языка в любом заведении отличалось тем, что всегда был учебник. И жесткая программа. Это могло быть удачным или неудачным, подходящим данной группе или нет, но все это было регламентировано. Все проходили одну и ту же грамматику, одни и те же тексты, одни и те же темы. Дополнять не запрещалось, но база была одна. И да, бывало такое, что тебе надо изучать пассивный залог, он по программе, а они не знают простое настоящее, потому как много слабых студентов в группе.
Здесь (собственно, это не новость, во многих странах так) учебник в высших учебных заведениях редко применяется. Есть темы, которые надо пройти, но наполняет их каждый как хочет и чем хочет. Есть общие моменты: три презентации в семестр, например, одна письменная работа-эссе. И так далее. Нет программы по грамматике. Смотришь, что именно твоя группа не тянет и эту грамматику делаешь.
Я вот думаю: поставь здешних преподавателей в наши условия, они бы, наверное, взвыли. Сказали бы, что Северная Корея настоящая, убивают индивидуальность и т.д. Не дают им развернуться. И как можно преподавать по учебнику, если он тебе не нравится?
Но с другой стороны, ведь учителя разные. Они тоже люди. Они всего лишь люди. Кто-то отлично выстраивает тему, внедряя в нее и грамматические моменты, и лексику, и какой-нибудь фильм, и обсуждение лекции TED, а кто-то не очень. Или кто-то начинающий: пока ко всему придешь, так кучу так себе уроков проведешь. И студенты не в равных условиях. Кому-то повезло, а кому-то — нет. Или если ты неплохой студент, а остальные послабее (здесь часто делят группы по уровню, но не бывают все одинаковыми все равно). Учитель в этом случае может просто не успевать то, что запланировал, и не очень-то доберешь это самостоятельно при такой системе.
Иной раз мне кажется, что наша система скучнее и консервативнее, но при ней у тебя есть возможность доучить что нужно самому, если не успели на уроке. И нет ощущения, что ты получил меньше, чем мог бы с другим учителем. Это не значит, что у нас все учителя хороши в методике преподавания.
Но вот здесь у меня, например, была тема "Люди". Шесть астрономических часов. Это два урока, уроки здесь по три часа. Вот и бери, что хочешь. Кто-то делает урок про знаменитостей. Кто-то -- значимые люди в моей жизни. Кто-то про социальное неравенство, его ведь можно сюда приплести тоже. У меня на месте студентов было бы чувство, что, может, кому-то дали более полезную информацию. Никогда ж не знаешь. Хотя плюсы в этой системе тоже есть.